Технология изготовления туркменских натуральных ковров: история и национальное значение

Ковры занимают прочное место среди других способов оформления полов в квартирах и домах. Естественно, что подбор их большой. Они выделяются рисунком, материалами и государствами производства. Есть искусственные и натуральные ковры, к примеру, изготовленные из шерсти или вискозы. Однако пользуются большой популярностью туркменские изделия ручной работы. Они уже давно себя зарекомендовали как покрытия высочайшего уровня.

Практически подобные ковры делаются не только в Туркмении. Они ткутся на территории Таджикистана, Узбекистана и прочих Азиатских стран. Обусловлено это тем, что история создания данных изделий уходит далеко в глубину веков. В то время еще не было деления на государства, а существовали кочевые племена, которые и занимались ткацким искусством.

Аналогичным образом, методика передавалась много поколений и сбереглась до наших периодов. А самый устаревший ковер, сохранившийся в наше время, осуществлен в V веке до нашей эры. Вообще, для азиатских народов ковер – это символ мира и дома. У них даже есть старинная пословица: там, где положишь на землю ковер, будет оазис. Аналогичным образом, становится ясно, что этот народ олицетворяет данные изделия с процветанием.

С самого начала ковры ткались кочевыми племенами. Оседлые жители тех мест не владели аналогичными технологиями и могли заплетать исключительно из шелка. Потому как племена нередко передвигались, то главным назначением изделий из шерсти было абсолютно не украшение дома. Коврами утепляли шатры и применяли их для остальных домашних потребностей.

Для кочевников это был один из показателей благосостояния. Чем больше у семейства было ковров и чем лучшего они были качества, тем обеспеченнее считалась семья. И это не удивляет, ведь из-за ручной технологии изготовления одна работница могла сплести в среднем около 5 метров квадратных ковра за месяц. Так, чтобы получить изделие, которым можно было бы укрыть полы в маленькой комнате, нужно было 2-3 месяца работы.

Пример изделия

Главное! В Туркмении есть государственный музей ковра – это говорит про то, что данные изделия воспринимаются как народное достояние.

Государственный музей ковра собой представляет один из основных центров культуры столицы Туркмении. Его площадь превосходит 5 тысяч метров квадратных. На данной территории хранится более 3 тысяч экземпляров шерстяных изделий. Кроме выставки, ковры тут подвержены реконструкции. А это очень сложный и трудный процесс, так как главные работы выполняются ручным способом.

Туркмения – только одна страна, где отмечается день ковра. Он ведется каждое последнее воскресенье мая. А флаг страны украшен нестандартным рисунком. Аналогичным образом, для Туркмении ковер – это не просто шерстяное изделие, а настоящий государственный символ с многолетний историей.

Музей ковров

Главное сырье для туркменских ковров – шерсть овцы. Потому как изделия плелись кочевниками, главным источником для шерсти были бараньи отары, которые племена перегоняли вместе с собой.

Вообще, среди азиатских племен очень ценилась шерсть овцы. Ей приписывались оздоровительные свойства, а, также, она наделялась мистическими качествами. Но ключевое свойство бараньей шкуры – это ее теплота. Плюс к этому, шерсть крепкая и надежная. Благодаря этому любое изделие, естественно, при условиях, что оно сделано качественно, служило не один год.

Шерсть овцы

Главное распространение по всему миру туркменские шерстяные ковры получили В XIX веке. В данное время их начали вывозить в различные страны, поставлять на выставки и т. д.

Особенную популярность данные изделия приобрели в Китае и Соединённых Штатов. Также их по достоинству расценили и в Российской Федерации, однако у нас в государстве изделия из Туркмении пользовались популярностью еще раньше.

Хоть есть письменные свидетельства о популяризации ковров еще в Х веке, в действительности данные изделия уже давно были популярны среди жителей иных государств. И если в Туркменистане они применялись преимущественно для домашних потребностей, то за границей ими украшали дома.

Нередко данные изделия называют бухарскими. А дело все в том, что центральным местом продажи ковров была Бухара. Отсюда и подобное название. Тем не менее, делались и продавались ковры на территории различных стран. Все же с самого начала методика принадлежала кочевым племенам. Благодаря этому география происхождения данных шерстяных изделий может быть обширной.

Не обращая внимания на изобилие новых технологий и их широкое применение, туркменские изделия плетутся по старинным технологиям, другими словами главные работы производятся ручным способом.

Это в большинстве случаев определяет стоимость изделий – средняя стоимость за метр квадратный шерстяного ковра будет примерно 300 американских долларов. Естественно, что есть экземпляры, которые стоят очень дорого. На итоговую цену воздействуют:

Вообще, в Национальном Музее Туркменистана хранится очень большой ковер, который занесен в книгу рекордов Гиннеса. Более того, в музее выставлены и иные оригинальные экземпляры, к примеру, полотна, на каких нарисованы Юрий Гагарин и иные исторические личности.

Главное! Во время покупки туркменских ковров необходимо выверять документ соответствия, так как есть немалый риск попасть на фальшивку.

Производственный процесс ковра

С самого начала для изготовления полотнищ применялась шерсть овцы, так происходит и сейчас. Главные положительные качества данного материала:

Однако во время подготовки шерсти к плетению применяется несколько добавок. И одна из них – это краситель. Вообще, с самого начала применялись исключительно настоящие добавки – аж до Девятнадцатого века просто не было другой альтернативы. Однако с появлением химической отрасли начали возникать не настоящие красители, которые начали использоваться при изготовлении туркменских ковров.

С самого начала реагенты выделяли вещества которые вредны, что не имело возможности не отобразиться на общем качестве и востребованности ковров. Естественно, что с каким то периодом ситуация преобразилась. И в наше время хоть и используются не настоящие красители, однако они уже невредны для человеческого здоровья и не выделяют в атмосферу ядовитые вещества.

Не обращая внимания на изобилие различных видов туркменских шерстяных полотнищ, у них у всех доминируют красный цвет и его оттенки. У множества изделий фон из бордовых нитей, благодаря этому такой цвет считается ключевым.

Вообще, для плетения могут применяться какие угодно оттенки, в особенности сегодня, когда окрасить шерсть в необходимый цвет не составляет большого труда. Однако самые распространенные тона:

Также активно применяется зеленый окрас – это символ плодородия и урожайности.

Бордовый фон

Что же касается рисунка, то каждой периферии характерен личный стиль. Хотя на многих коврах туркмены «рисуют» собственную историю, точнее, определенные моменты из нее. Практически узор полотнищ носит символичный характер – на многих коврах можно рассмотреть узоры, обозначающие степи и следы животных.

Также, на многих рисунках отображаются религийные направления и история различных народностей. Историки не прячут, что старые полотна, кроме культурной ценности, имеют так же и научную. Ведь каждое каста использовало ковры для передачи того, как они видят мир вокруг вас. Также на данных шерстяных изделиях отражалась нынешняя картина мира. Ведь в каком-нибудь смысле узор – это код, благодаря которому мастера слали письмо иным людям.

С самого начала ковры делались всевозможными пленами, которые были территориально удалены один от одного. Естественно, что у различных профессионалов производственная технология отличалась. И для каждой народности есть свойственные признаки, которые разрешают отличать их изделия.

Йомуд

Выделяют такие разновидности ковров:

Все наименования данных разновидностей носят имена племен, ткавших ковры. Разумеется, есть и остальные виды, однако сегодня применяются собственно эти тематики.